Конфликты и споры нередко возникают из-за неспособности слышать собеседника, неумении поставить себя на его место, недопонимания в отношениях.
К основным причинам непонимания друг друга относят неумение и нежелание прямо выражать свои чувства, желания, потребности. Нередко конфликты возникают, если собеседники не желают принимать мировоззрение собеседника, не желают понимать и слышать друг друга, стараются во то бы то ни стало навязать свою точку зрения и обязательно одержать победу в споре.
Как понимать другого человека
Понять другого человека не сложно, главное — захотеть это сделать. В большинстве случаев мы стремимся сначала изъяснить свою позицию, и только после этого кое-как выслушиваем собеседника, поверхностно пытаясь понять его мнение. Такая ситуация возникает из-за эгоизма, который берет над нами верх! Конфликты возникают из-за отсутствия взаимопонимания, а иногда из-за отсутствия взаимоуважения.
Избегать конфликтов и споров удается людям, умеющим глубоко разбираться в собственных чувствах, умеющих внимательно выслушивать собеседника и только после этого обдуманно выражать свое мнение.
Следует понимать, что люди в одни и те же слова вкладывают разный смысл, и фразы от этого воспринимаются по-разному. И даже одну и ту же информацию, услышанную одновременно, каждый истолкует по-своему.
Можно провести эксперимент среди своих друзей или родственников. Допустим, пошел дождь. Произнесите банальную фразу: «Дождь пошел, погода испортилась». Выслушайте ответы друзей. Уверена, найдутся те, кто отрицательно отнесется к смене погоды и те, кому дождь по душе. И у каждого будут свои аргументы. Поэтому о каком единстве мнений по более сложным вопросам может идти речь? Сколько людей, столько и мнений. А отсюда споры и конфликты.
Оказывается, каждый человек имеет свою систему восприятия информации. Поэтому оценка той или иной ситуации происходит, исходя из личных ощущений и ничего с этим не поделаешь. Если сталкиваются личности с различными системами восприятия информации, им сложно прийти к взаимопониманию.
Психологи выделяют четыре типа людей по восприятию информации:
- аудиалы
- визуалы
- дигиталы
- кинестетики
Если знать особенности этих разновидностей, можно успешно использовать понятный для собеседника путь передачи информации.
Аудиалы
Люди с таким восприятием действительности лучше воспринимают информацию, поступающую через органы слуха. Аудиалы быстро запоминают информацию, прочтенную им вслух, преподнесенную в беседе.
Аудиалы часто применяют фразы типа: послушай меня, скажи мне, не могу понять, мне послышалось.
Люди-аудиалы имеют хорошую слуховую память, неплохой музыкальный слух, прекрасно воспринимают музыку, чувствительны к разговорам, требовательны не только к своей речи, но и речи собеседника, нуждаются в абсолютной тишине при сосредоточении на чем-либо.
Если при разговоре на аудиала повышают тон или начинают кричать, это вызывает у него отторжение к собеседнику. Аудиалы ориентированы на коммуникацию и их практически не интересует внешний вид собеседника.
Визуалы
Воспринимают мир через зрительные образы. Поступающую через зрение информацию им легче подвергать обработке, так как другие формы оценки мира у них развиты меньше.
Человека с визуальным восприятием действительности выявляет мимика. Визуалы, припоминая информацию, нацеливают взгляд вверх. При фантазировании — вправо. Если хочет соврать, смотрит вверх. При мыслительной деятельности визуал смотрит прямо и вдаль. Если ему надо ответить на определенный вопрос, его взгляд направлен вправо.
Визуалы выражено жестикулируют, при разговоре использует слова: мне кажется, видеть, заметить, посмотрите. Такие люди обращают внимание не только на внешность людей, но и на их позы, жесты, мимику. Прием информации к ним поступает через образы. Визуалисты при разговоре предпочитают находиться на расстоянии один метр от собеседника.
Визуалы не любят грязь, беспорядок, неряшливость.
Кинестетики
Восприятие человека-кинестетика основано на чувствах. Он часто употребляет слова: у меня мурашки по коже, я так взволнован, я восхищен.
При разговоре кинестетик прикасается к собеседнику, держит близкую дистанцию, очень избирателен в общении.
Люди с таким восприятием чрезмерно эмоциональны, суетливы. Они усваивают информацию через осязание или движение, не терпят бездействия.
Для кинестетиков важное значение во время беседы имеет эмоциональный обмен. Им нравятся разговоры, касающиеся чувств и ощущений.
Дигиталы
Дигиталы воспринимают мир через логические умозаключения. В любом жизненном событии они ищут закономерность, так как являются стопроцентными аналитиками. Дигитала можно убедить только с помощью неоспоримых фактов.
Дигиталы имеют рациональное, часто нестандартное мышление, задумчивы. Они осмысливают суть событий через внутренний диалог с собой. Им необходимы примеры и данные по событиям. Абстрактные формы не послужат для них доводами.
Приведенная классификация условно подразделяет людей на такие типы восприятия информации. Следует понимать, что каждый человек соединяет в себе несколько описанных выше типов, но доминирует только один.
Умение различать у собеседника главный тип восприятия позволит более эффективно понимать его, правильно доносить свои идеи и мысли в коммуникации с ним.