«Маша делает уроки между фигурным катанием и музыкальной школой». Как понять, что это не подходит вашему ребенку

Семья

3 признака перегрузки у ребенка и 3 правила, которые помогут с ней справиться

 «Маша делает уроки между фигурным катанием и музыкальной школой». Как понять, что это не подходит вашему ребенку

У ребенка 2 кружка каждый день, а уроки он делает по дороге на музыку. Нейропсихолог Анна Высоцкая рассказывает, о чем говорят скука и частые болезни и почему свободная игра и прогулки важнее секций.

Ребенок истерит и плачет по незначительным причинам

Обычно по поведению ребенка легко заметить, что он перегружен.

Есть дети с разным типом нервной системы: изначально истощаемые, астеничные и более выносливые. Со вторыми сложнее – кажется, что они тянут нагрузку и вполне счастливы. Но и у них может накапливаться усталость. При этом ребенок может говорить, что никакие занятия бросать не хочет.

С истощаемыми детьми проще: любое нарушение режима и увеличение нагрузки сразу же отражается на поведении. Лучше всего это можно увидеть на примере первоклассников, особенно если они посещают продленку – как правило, дети в возрасте 6-8 лет устают от такой длительной статичной нагрузки и могут выдавать эмоциональные реакции: беспричинные истерики, слезы по незначительным поводам, нарушение концентрации внимания, снижение познавательной мотивации.

Болезнь – самый объективный показатель

Второй признак, который сложно не заметить – ребенок начинает болеть. При перегрузке организм и у детей, и у взрослых дает предсказуемую реакцию в виде падения иммунитета.

Также ребенок начинает болеть, когда не хочет посещать какие-то занятия, но не может открыто сказать об этом родителям.

Например, он не хочет посещать профессиональную спортивную секцию, но родители говорят, что должен, что бросать нельзя. Или, скажем, в школе какая-то стрессовая ситуация, неудачи – ребенок тоже может начать «выдавать» постоянные болезни и пропускать школу неделями.

Вообще здоровье – самый объективный, самый точный показатель. Если ребенок не болеет, хорошо ест и спит, значит, организм с нагрузкой справляется.

Скука – сигнал о перегрузке

Бывает и третий вариант развития событий, характерный для выносливых детей с хорошим резервом по здоровью, – это так называемое «выключение» из деятельности. Ребенок посещает занятие формально, у него нет эмоциональной вовлеченности в занятие. Если его спросить, что было на занятии, он почти ничего не может рассказать, потому что, по большому счету, происходящее там его не трогает. Кажется, что он все делает вполсилы, что у него нет мотивации.

 «Маша делает уроки между фигурным катанием и музыкальной школой». Как понять, что это не подходит вашему ребенку

Он может говорить, что ему там скучно, неинтересно, а на самом деле транслирует явный сигнал о перегрузке. Присутствуя лишь физически на занятии и не вовлекаясь в него эмоционально, он экономит силы и энергию. Если ребенок перегружен, он просто не может во все вовлекаться на 100 процентов, поэтому с радостью бросает кружки, если появляется такая возможность. Когда мы сами перегружены на работе, мы можем внешне даже справляться со своими обязанностями, но все делаем механически, а в итоге нарастает апатия, скука и нам уже не хочется идти на работу.

Сколько нагрузки должно быть у ребенка?

Есть категория детей, которым проще жить в четком режиме. Это дети с так называемым «дефицитом энергетического обеспечения психических процессов», то есть, образно говоря, у них быстро разряжаются батарейки. Таким детям нужно обязательно чередовать работу с отдыхом.

Для здорового ребенка (мы сейчас говорим о старших дошкольниках и особенно об учащихся первых классов, когда выявляются основные проблемы с адаптацией к нагрузке) я бы рекомендовала не больше одного дополнительного занятия в день помимо посещения школы.

Ситуация, когда ребенок с одного кружка сразу идет на другой (например, после спортивной секции в студию живописи) – крайне нежелательна.

Каждое занятие ребенку надо эмоционально «переварить» — рассказать о нем родителям, поделиться впечатлениями.

Кроме того, я считаю, что минимум два дня в неделю должны быть свободными, когда ребенок полностью освобожден от дополнительных занятий.

Максимум одно занятие в выходные

И еще необходимы два свободных, разгруженных вечера в будни, когда спокойно можно сделать уроки и, например, дополнительно разобраться в какой-то сложной теме по учебе.

Очень важно хотя бы иногда проводить время с детьми не по запланированному графику, а спонтанно – просто сесть и подумать, а чего ты сам хочешь. Может быть, в свой выходной ребенок просто хочет поиграть в игрушки или полежать на диване, сходить с родителями в гости или в лес…

 «Маша делает уроки между фигурным катанием и музыкальной школой». Как понять, что это не подходит вашему ребенку

Но часто родители, стремясь разгрузить будни, на выходные планируют очень много занятий и, например, суббота получается самым загруженным днем на неделе. В итоге получается такой вечный «день сурка», и времени на простое общение с родителями у ребенка просто не остается.

Очень важно иногда просто быть дома и делать вместе простые вещи – что-то приготовить, пообедать всей семьей, спонтанно выйти прогуляться в парк. Дети очень ждут выходных, так как для них это переключение, разгрузка, и очень расстраиваются, когда выходные, расписанные поминутно, быстро заканчиваются. Я рекомендую оставлять выходные свободными (максимум можно поставить в график одно занятие).

2 часа на улице и свободная игра

Рекомендации уже не психологов, а физиологов – педиатров, офтальмологов – ребенок должен 1,5-2 часа проводить на улице. Это стандарты и для детей, посещающих детский сад, и для школьников. Но по факту, когда ребенок становится школьником, он почти перестает проводить время на улице в будни.

Тут можно прибегнуть к разным уловкам – спланировать график так, чтобы до какой-либо секции ребенок шел по улице, не используя транспорт. Либо же можно записаться на спортивные секции с тренировками на улице – такие варианты есть и в Москве.

Вечер желательно спланировать так, чтобы у ребенка оставался час-два на свободную игру.

Но часто ребенок после сада и школы посещает спортивную секцию, еще, возможно, и далеко от дома.

Вроде график построен нормально – вечером у него остается час на уроки, а потом сразу спать. Но по факту родители не закладывают в расписание время на то, чтобы ребенок спокойно пришел домой, переоделся, поел, переключился, настроился на уроки.

При этом я категорически против того, чтобы дети засиживались с уроками до ночи. В 21-21.30 они уже должны быть в постели, особенно это касается спортсменов, у которых режим должен соблюдаться строго. Я иногда могу разрешить своим детям не доделывать уроки и пропустить школу на следующий день, если вижу, что уже очень поздно.

 «Маша делает уроки между фигурным катанием и музыкальной школой». Как понять, что это не подходит вашему ребенку

Важно помнить о том, что дети очень устают, если живут не в своем ритме.У них могут появляться невротические реакции. Нам, родителям, не стоит смотреть на других детей.

Если мама Маши радостно постит в фейсбуке, как Маша делает в метро уроки между фигурным катанием и музыкальной школой, и при этом она еще и лучшая ученица в классе — что ж, здорово, можно порадоваться за Машу. Но это не значит, что такой темп жизни подойдет вашему ребенку.

Надо реалистично оценивать способности и ресурсы ребенка и уклад, ритм жизни вашей семьи.

Источник
Оцените статью
Добавить комментарий